Языки

Цикл: Окололитературное. 3. О пользе мести

Я продолжила глотать Акунинское творчество, причем, признаюсь, не по первому разу. Выяснила две вещи: 1) ничего не помню, кроме отдельных эпизодов и деталей, как то: откусывание языков и вариации на тему "мемуаров гейши"; как кто-то умер во время полового акта; как она себя сожгла, а оказалось, что не сожгла и родила сына; как Маса предложил Фандорину сделать харакири; как убийцей оказалась какая-то симпатичная женщина (запомнила, потому что в тот раз угадала). Я не помнила вещи совершенно ключевые: что самураи - это японские рыцари, а ниндзя - клан наемных убийц (прямо накануне спрашивала у сына, любителя ниндзяго, а он, конечно, не знал, святая простота), что у Фандорина было далеко не две возлюбленные - русская и японская, а что он, благородный человек, вообще не имел привычки женщинам отказывать (эх, почему он не в моем вкусе?) И 2) я продолжаю анализировать творчество писателя.

Из-за второго мне стало немножко стыдно (мол, ерундой занимаюсь), но я себя успокоила: ведь исследуют же и гораздо более "второстепенных" авторов. Нам, филологам, не привыкать. Более того, у филологов делить авторов по "степеням" и вовсе не принято, моветон-с. Это так я себя успокоила. Подмазалась к филологам, короче говоря.

Читая очередную его книгу, задумалась вновь о смысле псевдонима "злого гения". Оказалось, не так-то все просто. Поначалу сложилось ощущение, что автор, например, подталкивает к оправданию мести. Тут и японцы во главе с симпатичным Масой, и разные другие главные и второстепенные сюжетные линии. Дочитала очередной пассаж и поправила себя: нет, не оправдывает. Просто мягко, но недвусмысленно ставит под сомнение христианское осуждение мщения. Не мстить – всегда ли это правильно, всегда ли ведет к добру, всегда ли возможно, наконец?

Здесь заметим, что писатель в полной мере пользуется современным авторским правом – не иметь готовых ответов, не нести никакой нравственной оценки. В этом чудятся не только происки постмодернизма, но и настоящие диавольские козни. Причем не прямолинейного библейского сатаны, а настоящего мефистофельского гения, который играет в орлянку в том числе и с самим собой, который и сам не знает, прав ли он, что он "часть той силы". Манящие отблески на стали клинка. Искусство подкинуть неожиданный поворот на последней странице становится не только законом жанра, но и частью сложного философского паззла, у которого к тому же утеряны важные детали. Автор – человек  играющий – действительно не принадлежит никакой конфессии и не придерживается никаких моральных устоев, а если и служит, то, уж конечно, ему, искусству, "только ему, безнадежно, бесцельно", искусству, из любви к которому, как известно, "никакие жертвы не тяжелы".

Так что псевдоним я Акунину почти полностью простила. Оценила "красоту игры".

Но стала дальше думать о мести и вот что вспомнила. Достопамятная поездка на пассажирском поезде "Москва - Бишкек", в котором в одном купе ехало не менее 8 человек (на это все слушатели говорят "ах"), и еще по крайней мере двое одновременно шли по вагону, продавая товар – свела меня с одним киргизом, лет 18-ти. Я человек, как выясняется, не очень общительный, но не познакомиться было нельзя, так как мы вместе занимали одну полку: я – согласно билету, а он – нелегальным образом, вследствие чего я, по справедливости, имела право на полноценный ночной сон, а он такового права не имел и ночью сидел на краешке сиденья, всю ночь, не шелохнувшись и совершенно невозмутимо (из-за чего я жутко маялась и решила тоже тренировать волю, правда, не в том походе, а в следующем, в том не получилось). И узнала, что в этом есть своеобразное сладострастное удовольствие.

А днем мы общались, и почему-то на тему мести. Подробностей не помню, имени тоже, но молодой человек уверял, что у них в народе жива традиция кровной мести, ему по наследству передана эстафета, и он собирается врагам мстить самым натуральным образом. Все это было жутковато-захватывающе, и я не утерпела, начала лить воду о бессмысленности, бесперспективности и несовременности этой традиции. На что мой собеседник спокойно и не по годам зрело возражал, не помню, какими аргументами. Но в мою душу закралось – не то чтобы сомнение – там осталось сильное и смутное впечатление от всего происходящего. И да, я, безусловно, не завидовала его врагам. Я говорила "да ладно", а сама поверила, вполне поверила! Впрочем, если он все выдумал, это еще более впечатляет.

К чему я веду? Я спросила себя, что заставило молодого парня вырасти настолько непохожим на меня. (Я себя свободно сравниваю как с мужчинами, так и с женщинами, это тоже издержки воспитания). Вот-вот, ответ напрашивается. Я попыталась представить, какая жизнь кует такие кадры.

Мы, слава Богу, живем в весьма благополучное (сравнительно!) время, и истории про то, как "вырезали всю семью, не пожалели малых детей", остаются сильно за кадром, за гранью воображения. Не только в нашей жизни, но и в жизни наших знакомых нет и не должно быть подобных эпизодов. Далее, вполне естественно, что, апеллируя к нашей беззубой философии, мы ориентируемся лишь на собственный жизненный опыт. Но справедливо ли это?

Я очарована идеями христианства с 8 лет, с тех пор как мама вслух прочитала мне детское Евангелие. Я просто влюбилась в Иисуса Христа и совершенно с тех пор не волновалась на тему, был ли он на самом деле, так как если и не был, его стоило придумать. Я особенно приветствовала его идею "второй щеки", которая подводила такую блистательную базу под мое всегдашнее постыдное поведение. С тех пор, подсчитывая реальные убытки, причиненные моей жизни сиим каверзным суждением, я долго думала, считать ли его все-таки вредным или не считать. Пришла к выводу, что пациент скорее жив, чем мертв. Если свести все хитрые рассуждения к чему-то предельно простому, то вот: максима рассчитана на человека среднестатистического, для которого данные действия являются недостижимым идеалом, а потому призваны всего лишь удержать от явного злодейства, смертоубийства и так далее. Закоренелые же подлецы, которых не проймешь, а также твердолобые и туповатые праведники (и маленькие глупые девочки) не в счет. Вернее, статистически ими можно пренебречь. Всего лишь щепки, образовавшиеся при рубке леса. И в этом, согласитесь, есть особая, высшая справедливость.

Однако, дойдя к 30 (!) годам до мысли, что если подставление второй щеки входит в привычку и становится делом будничным, судьба в конце концов требует новой жертвы, в виде "щек" твоих близких – детей, например, – и  даже не только "щек" – а  этого уж ни одному здравомыслящему существу не снести (кроме УЖАСНОГО Авраама), – я стала думать, что прав маэстро Акунин. В данном философском споре еще рано ставить окончательную точку.

 

1 июля 2015

Связанные статьи

Оставьте комментарий