Языки

Цикл: Семейная школа. 2. Почему мне не страшно.

Почему мне не страшно

Мне кажется, я становлюсь свидетелем замечательного педагогического эксперимента, и будет обидно, если – не столько результаты, сколько сам процесс этого эксперимента – останется без хроникера.

Конечно, этот опыт не уникален. Особенно в Москве. Не претендует ни на какую особенность и исключительность, ни на педагогическую значимость, ни на невероятную эффективность. Не предназначен для копирования. Среди разных альтернативных образовательных площадок Москвы мы, возможно, – одна из самых камерных и неамбициозных.

Но то, что происходит перед моими глазами, непосредственно с моим личным единственным ребенком, мне кажется, достойно стать достоянием хотя бы какой-то части общественности.

Выбор домашнего образования и семейной школы дался мне относительно легко. Относительно – тех кругов ада, через которые проходят многие другие семьи в поисках подходящего школьного пространства. Мучения людей связаны, в том числе, с тем, что они воспринимают обучение в государственной школе как единственно возможный вариант, и только серьезные проблемы подвигают их к поиску альтернативы.

На самом деле все может быть гораздо проще. Во всем мире и во все времена домашнее обучение играло заметную роль. Оно не было плохим или хорошим, оно просто было и служило достижению своих целей. На Западе в негосударственных учебных учреждениях учится огромное количество детей. Их могло бы быть гораздо больше, если бы такое обучение не было связано с определенными материальными и трудозатратами. В России же домашнее обучение имеет этакий остромаргинальный статус и якобы становится уделом лишь фриков, вегетарианцев и прочих альтернативщиков.

Я не вегетарианец, не хиппи, не приверженец домашних родов и совершенно не школафоб. Я преподаватель английского языка с опытом работы в общеобразовательной школе. Но для меня картина всегда была достаточно ясной. Я знаю плюсы и минусы школы. Ну скажите, кто сомневался, что у школы, как у всего в этом мире, есть плюсы и минусы?

Я хорошо понимаю, почему именно на постсоветском пространстве государственную школу воспринимают как единственный источник полноценного образования и социализации. Я понимаю страх отступления от заданной программы. Я также понимаю и в чем-то разделяю страх ответственности за принятие нестандартного решения, при котором уровень этой ответственности возрастает: материальной в том числе. Это понятные, достойные и совершенно естественные причины.

Я просто смотрю на ответственность иначе. Отдав ребенка в «обычную» школу, я, мне кажется, еще в большей мере определяю его судьбу, чем решив заняться им в какой-то мере самостоятельно. Вкладываясь сейчас, я, возможно, избавлю себя от вложений в будущем. Делая этот выбор, я не делаю его на всю жизнь, я ничего не перечеркиваю и ничего не лишаюсь, а вот приобретаю ли я что-нибудь – это предмет дальнейшего и, надеюсь, долгого разговора.

Самое главное – я совершенно не стремлюсь очернить школу и не зову всех в семейное обучение. Моя мама лучшие годы провела в школе (преподавая химию). Мой брат работает в школе более 20 лет (учителем математики, школа 1543). Я сама училась в школе, которую любила и люблю до сих пор (№104, г. Челябинск). В Москве тоже много хороших школ и еще больше счастливых школьников.

Я призываю всего лишь задуматься, увидеть альтернативу, задать себе честные вопросы и постараться дать на них свои личные честные ответы.

19 ноября 2015 года

Связанные статьи

Оставьте комментарий