Языки

Английский и дети: после трех уже поздно?

Принято считать, что дети быстрее взрослых учат языки, причем чем меньше дети, тем быстрее они учатся. Открою страшный секрет: это вообще не так. За счет того, что логическое мышление у взрослых развито во много раз лучше, чем у ребенка, взрослый за один урок может усвоить и пару грамматических тем, и кучу слов вдогонку. Чтобы пятилетний ребенок запомнил шесть новых слов (и при этом не полез на стену от скуки), зачастую нужно несколько полноценных уроков. И с возрастом дети начинают учиться быстрее. То, что шестилетка прошел за целый год, ребенок 8 лет пройдет месяца за три, а способный подросток за месяц. Грамматику же как таковую маленькие дети не учат вообще - это просто невозможно. Они запоминают конструкции целиком и за счет частого повторения постепенно связывают определенные ситуации с определенными звуками. На это уходит много времени. Не говоря уже о том, что уверенное чтение и письмо сильно упрощают процесс учебы для старших детей и взрослых.

Единственное, пожалуй, в чем малыши однозначно сильнее - фонетика. Они действительно лучше копируют звуки и интонации, у них изначально не бывает речевого барьера - новые странные слова их скорее завораживают, и грамотное занятие иностранным языком понравится 9 из 10 дошкольников - конечно, ведь на нем сплошные песенки, считалки, картинки, игры (а также танцы, рисование, чего там только нет). Поэтому я честно говорю родителям: хотя большой ПРАКТИЧЕСКОЙ пользы в раннем английском нет, и насильно тащить туда ребенка уж точно не стоит, это отличная "развивалка", так же как, скажем, музыка или ИЗО. А еще - расширение кругозора и создание позитивного образа языка, прививка от речевого барьера: тот, кто с раннего детства изучал иностранный язык, обычно меньше боится говорить.

Так когда же начать? Если очень хочется, то все можно. Я бы не рекомендовала изучать иностранный язык только тем детям, которые еще очень плохо говорят на родном: это неизбежно создаст путаницу и замедлит процесс. Хотя и тут многие со мной поспорят. А так – милости просим. Но не стоит класть на плечи ребенка груз ответственности, трясти его и требовать академических результатов. Если только это не жизненная необходимость (предстоит переезд, например), такие действия не только не полезны, но и по-настоящему вредны. Отбить охоту что-либо делать чрезвычайно легко. Дети проявляют недюжинные способности НЕ ЗАПОМИНАТЬ то, что им запоминать не хочется. И восстановить мотивацию – большой и кропотливый труд. Лучшее в данном случае – безусловно, враг хорошего.

Но если детям с младшего возраста сказать: вот, есть английский язык, на данный момент, а также в обозримом будущем это язык международного общения, и у тебя есть по крайней мере 10 лет школы, чтобы освоить его на том уровне, который тебе необходим для жизни, работы, творчества, развлечений – проблем не будет. Даже если детский садик с английским не по карману, и в младшей школе попался не тот педагог – у вас еще вагон времени в запасе. Потому что «после 3х уже поздно» - точно не про язык! (и вообще что это за выражение? НИКОГДА ничего не поздно). Истории успеха есть у всех – и в конечном итоге сыграет роль не скорость, а качество и «правильное» отношение к вопросу: деловое, без перехлеста эмоций и со здоровым  позитивом.

Связанные статьи

Оставьте комментарий