Языки

Цикл: Семейная школа. 5. Плюсы и минусы семейной школы

Здесь речь пойдет преимущественно о школе «Бюллербю», другие школы – просьба не обижаться в случае несовпадений.

 Плюсы (+)

+ В семейных школах интересно учиться. Не только потому, что у всех, даже у малышей будет история, география и какая-нибудь физкультура на английском, но и потому, что вам не удастся избежать поездок, походов, прогулок, игр, спектаклей, экскурсий, лагерей, тематических вечеров, творческих проектов, включая школу волшебников, рыцарский турнир и празднование японских праздников. Формат семейной школы дает огромную свободу, можно делать действительно ЧТО УГОДНО. И делают. У кого на что хватит фантазии. А берутся за такие школы люди с фантазией, так что…

+ При преподавании любого предмета огромнее значение уделяется развитию способностей: логики, умения связно говорить, умения действовать в команде, умения получить и использовать бытовые навыки. Мозг ребенка подвергается интенсивному оттачиванию со всех сторон.

+ Еще большее значение уделяют познавательному интересу: все, что мы учим, должно быть интересно – не потому, что мы не можем иначе заставить детей сидеть тихо, заискиваем перед ними, а потому, что неинтересная информация не усваивается. Кроме того, привычка со скорбным видом часами слушать неинтересную лекцию/доклад/презентацию (нужнее подчеркнуть), считается вредной. Важная ремарка: то, что детям предлагают интересный контент, не означает, что их все время развлекают. Развлечение и увлечение – очень разные вещи. И не бывает, что интересно – ВСЕ.

+ Все занятия происходят либо в мини-, либо в микрогруппах (2-10 человек, причем 10 – это когда все вместе). Как учитель, заявляю, что объяснить новую тему троим можно гораздо быстрее и эффективнее, чем тридцати. Понять, кто что усвоил и отработать – тоже. За счет этого как раз и экономится время для песен и плясок, фехтования на шпагах и собирания гербариев.

+ Семейная атмосфера (ощущение, что вы занимаетесь в большой семье, с сестрами и братьями, мамой, тетями и тд) сводит на нет стресс даже у самых гиперчувствительных детей. В такой атмосфере трудно представить дедовщину и травлю – во-первых, все на виду, во-вторых, разновозрастный коллектив менее способствует конфликтам, и, наконец, отношение учителей друг к другу и к детям располагает к доверию как нельзя больше.

+ В семейной школе воспитывают, а не только учат. Это не значит, что семья может полностью снять с себя ответственность. Но там, где проходит почти половина жизни ребенка (и активная, утренняя половина), тоже есть место разбору конфликтов, развитию разных прекрасных качеств, таких как уважение к себе, внимание к другому, положительнее отношение к труду, умение завязывать новые контакты, работать в команде, а также – чувства юмора и многих-многих других качеств, чувств и умений.

+ После школы, где-то после 14-00, вам предложат всякие разные кружки: танцы, песни, изо, и что-нибудь необычное вроде йоги, шахмат, моделирования или лаборатории. Скорее всего, за отдельную плату.

+ И еще прогулки! Они входят в программу. Отчасти заменяют физкультуру. Прогулки – это беготня, игры с мячом и висение на спорткомплексе. В любую погоду!

Минусы (-)

- Меньше традиционной учебы и «неправильное» оформление. В семейных школах зачастую (хотя не всегда) меньше занимаются традиционной зубрежкой основных предметов. Экономят все же не на сути, а на «формальностях». Фонетический разбор слова, оформление задачи. Это потребует некоторой перезагрузки при переходе в другую школу. Нужно будет объяснить, что не всем учителям нравится, когда на домашней работе рисуют пушку.

- Слишком «нескучный» подход к учебе, привычка заниматься разнообразными и интересными делами также, безусловно, затруднит переход в государственную школу. Рано или поздно всем приходится научиться скучать.

- Отсутствие формальных правил. Многие родителя тяжело переживают отсутствие правил вроде «поднять руку перед ответом», «сидеть на стуле неподвижно» и тд. Родители считают, что без этих правил дети не учатся усидчивости, трудолюбию, умению преодолевать себя. Мы же считаем, что они этому учатся, но по-другому. Однако привыкнуть может быть сложно.

- Расписание – не истина в последней инстанции. В семейной школе может не быть той четкости, к которой мы в принципе привыкли в образовательном учреждении. С другой стороны, поскольку отчитываться ни перед кем (кроме родителей) не надо,  все можно менять местами без вреда для результата. Поэтому, если запланирована, например, география на английском, а на улице отличная погода, вся школа легко отправляется в лес играть в лапту, а географию – нет, не игнорирует, просто займется ею в следующий раз. Многих родителей это стрессирует. Тем более, что и проконтролировать никак не возможно, раз расписание нарушается.

- Необходимость «вложений». Помимо платы (кроме ежемесячного взноса оплачивается еще питание и учебные материалы) от родителей в обязательном порядке потребуются и трудозатраты:  максимальная включенность в процесс - даже не скажу «обучения», скорее, всей школьной жизни. Согласна, звучит угрожающе. Поясню. Есть обязательная и необязательная части. Обязательным является понимание, что происходит с ребенком, совместные домашние задания, помощь при подготовке к школьным проектам (прочитать книжку, выучить роль к спектаклю). Не обязательно, но приветствуется – любая инициатива, от проведения мастер-классов (спорт-минуток, лекций для родителей, презентаций и тд) до участия в школьных спектаклях и приготовления чего-нибудь вкусненького. За уклонение от второй части никого не осуждают, но некоторое постоянное брожение, общение в вотсапе, тусовки и собрания все равно окажутся неизбежными.

Далее я поместила то, что для кого-то плюс, а для кого-то, возможно, и минус. И писать буду уже конкретно про Бюллербю, потому что в других семейных школах все может быть совсем иначе.

Плюс-минусы (+-) – только «Бюллербю»

+- Неформальное общение. Все на «ты», невзирая на возраст и регалии. Общение всегда на равных (без грубости и панибратства, есть разница). Можно задать абсолютно любой вопрос, включая что-то типа «зачем презервативы?». Ответ «ты еще слишком маленький, чтобы такое спрашивать», ребенок не получит. Он получит какой-то другой ответ, в зависимости от ситуации. На уроке «левые» вопросы, конечно, не приветствуются.

+- Нет оценок. Можно по-разному относиться к системе оценивания, но в «Бюллербю» верят в другие способы стимулирования к деятельности, нежели желание получить пятерку. Это очень-очень спорный вопрос, можно глубоко в него погружаться, если коротко, здесь считают, что оценки а) не требуются (и так понятно, выполнено задание или нет) и б) могут вызывать стресс и нежелательные эффекты. Польза соревновательности, вызываемой оценками, считается заведомо меньше, чем вред от негативных эмоций в случае «проигрыша». Также, есть мнение, что оценка вызывает «сдвиг мотивации» - вместо того, чтобы учиться, потому что это полезно, значимо или интересно, ребенок учится, чтобы получить пятерку,  порадовать маму и выделиться среди других.

+- Уроки – не 45 минут. У младших практикуется комбинированный урок, когда постоянно чередуется деятельность: математика, русский, чтение, снова математика, математические игры и тд. У старших есть уроки, но они отличаются от уроков в государственной школе, могут быть длиннее и короче.

+- Есть домашние задания. Не всегда, не по всем предметам, разные по объему, часто творческие, частенько – индивидуальные, иногда – факультативные (можно не делать). «Большие» задания – на каникулы и выходные. Если весь день занят в школе (праздник, например), то ничего не задано. Если дети устали (конец четверти) – тоже.

+- Есть работа психолога. Психолог работает в разных форматах: занятие (что-то вроде тренинга) со всеми, беседы с родителями, индивидуальные беседы с учениками. Все это направлено на развитие так называемого «эмоционального интеллекта». Нашим детям нравится.

+- Среда – день самостоятельной работы. Я сначала была обескуражена, а потом была в полном восторге. Ребенок может выспаться в середине недели – видимо, поэтому, он (мой личный ребенок) вообще ни разу не устал к выходным. Или мало «грузят»? Ой, ой. Но я уверена, что, по крайней мере, для первого класса, система, когда по средам можно заняться вплотную домашними заданиями (соответственно, меньше ими заниматься поздно по вечерам) – идеальна и продуктивна. Еще на среду удобно намечать поездки, музеи, кружки.

+- Лагеря и прочая неформальщина. Идея сентябрь и май проводить за городом, в лагере (учась там, соответственно), повергла многих родителей в шок. Включая и меня. Однако моему ребенку очень понравилось в лагере. Очень. А ему 7 (2015г). Отдала как есть, на весь срок, хотя присутствие мамы допускалось и приветствовалось, но мне кажется, в нашем случае не требовалось. Кроме лагерей – походы, «Бегущий город», прогулки в лес и разные разности. Уклон, как сейчас модно говорить, в «экологичность». В экологии разбираюсь плохо, но напрашивается, что чем меньше дымной Москвы, тем лучше.

21 ноября 2015

Связанные статьи

Оставьте комментарий