Языки

Цикл: Обучение. 5. Продолжаем разговор

Нет, мир никогда не будет прежним. Дети учат язык совершенно иначе, чем учили мы.

Почему настолько "не работает" иностранный язык в школе? Даже специализированной?

У нас языковая школа рядом. Оттуда приходят дети почти нулевые.

Причина в том, что язык в больших группах изучается принципиально иначе, чем в малых. Детям и подросткам не дашь задание "работайте в парах". Организовать качественное общение на языке трудно. В советской школе это компенсировалось зубрежкой, которую теперь повсеместно отменили. Современного ребенка невозможно заставить прописать в тетради 10 упражнений или выучить длинный текст.

Надо понимать, что "коммуникативный подход" в группе более 6 человек - по сути профанация. Это же касается языковых центров.

Наши родители учили язык через грамматику. Детям девяностых досталась смешанная система, не такая уж плохая (мы в Черрилейн отчасти ее практикуем). Мы и упражнений делали много, и старались слушать-говорить. Но изучение языка шло с большим опережением говорения над аудированием. Мы понимали, грубо говоря, то, что и сами умели сказать. Кино и песни зачастую звучали как невнятный шум.

Мой сын и его ровесники учат язык, в первую очередь слушая. Они понимают значительно больше, чем говорят. Янка смотрит видео на английском, страшно сказать, в убыстренном режиме. Дети учатся угадывать значения интуитивно, по паре ключевых слов. Их изучение языка идет естественнее, как у маленьких детей - родного.

Обучение через слух приводит к забавным особенностям. Радикально снижаются требования к правильности речи. Если тебя поняли - ошибки не имеют значения. Говорить грамотно становится совершенно не обязательно.

Если мы боялись открыть рот, чтобы не сделать ошибку, дети шпарят совершенно без оглядки. Это сильно упрощает процесс, но по итогу вырастает поколение, в принципе не знающее правил. Обидно учиться ошибкам, но происходит сейчас именно это.

Мы стараемся (ну, мы в Черрилейн) не учить ошибкам, исправляя их чуть чаще, чем полагается по чисто коммуникативному подходу, и добавляем упражнения и даже немного перевода с русского на английский у детей постарше. Русского языка на уроке бояться не надо, если он звучит только по крайней необходимости. Перевода следует полностью избегать только у маленьких детей - их русский сбивает.

Еще мы любим пересказывать книжки. Пересказ - по-прежнему необходимая вещь для обучения монологическому высказыванию, ведь рассказать историю легче, чем высказать мнение.

Выучить язык за 11 лет школы совершенно реально. Начинать я рекомендую в начальной школе. Дошкольникам не обязательно, хотя это и круто. Начинать учить язык в подростковом возрасте трудно и обидно, а старших классов не хватит, если только не заниматься английским целыми днями, что малореально, когда маячит ЕГЭ и приходится штудировать профильные предметы.

И да, к сожалению, репетиторы и языковые курсы сейчас "показаны" всем. Английский язык - единственный предмет, который Яну надо точно освоить к концу школы. С другими дисциплинами пока непонятно. 

Связанные статьи

Оставьте комментарий