Языки

Цикл: Женьский бизнес. 5. Ученики наши любимые. Таня Перфилова.

С Таней мы занимались ровно год. Потом началось Танино поступление в ВУЗ, не связанный с английским, и занятия мы прервали.

Казалось бы, год – не срок, чтобы делать выводы, но мне хочется написать именно про этот год занятий, потому что лично для меня он открыл нечто очень важное о моей работе. Конечно, он открыл для меня новую интересную личность. Но еще, в каком-то смысле (боюсь показаться пафосной) – новое понимание моей учительской деятельности.

Сначала про личность? Таня совершенно необыкновенный человек. Да, так можно сказать про любого. Но мне хочется настаивать, что Танюша совершенно необыкновенно необыкновенная. Это и было мое первое впечатление от знакомства с шестнадцатилетней особой, одновременно юной и зрелой. Еще – Таня показалась мне девушкой из прошлого: я сразу представила ее в сарафане и с ленточной на лбу, на вечерних гуляньях. Потом оказалось, что она поет в народном хоре. А еще – ощущение, что напился воды из колодца, да, прямо как в "Маленьком принце", будто прикоснулся к роднику. Эту чистоту, свежесть, открытость, это наивное обаяние так страшно было «испортить» тогда еще планировавшейся подготовкой к ЕГЭ.

Занятия вокалом, кто бы что ни говорил, помогают в освоении фонетики. Я решила за это зацепиться, и звуки пошли на ура. Но все остальное неожиданно застопорилось. Мы двигались по плану, работали с энтузиазмом, Таня к каждому уроку выполняла гору упражнений (просила еще), говорила, что нравится. Нисколько меня не стеснялась, мы подружились. А дело не шло – одни и те же слова, одни и те же ошибки. Мама Тани сказала, что у нее с детства так с языками. Я впервые встала перед вопросом – почему «не идет», если нравится?

Сначала мы совместно, скрепя сердце, отказались от подготовки к ЕГЭ. Ведь, несмотря на Танину школу (да, так бывает), мы начинали почти с нуля. И как удачно, что Таня решила поступать на художника-ювелира, а не на иняз! Объясню, почему. Готовиться к выполнению заданий ЕГЭ – особая история. Это натаскивание на выполнение определенных заданий, которые ничем не плохи, и действительно подразумевают владение языком, но кроме этого – владение очень специфическими навыками. Точнее, желательно обладание весьма конкретными способностями, с говорением на языке связанными лишь косвенно. Это, например, высокая концентрация, быстродействие, отличная оперативная память и умение держать в голове сразу несколько концептов. Кроме того, английский ЕГЭ – филологический экзамен. Значит, лучше быть гуманитарием, например, склонным к запоминанию большого ряда синонимов. А люди с более техническим складом ума часто вытесняют практически «не нужные» слова (я уже знаю like, зачем мне enjoy - мозг сопротивляется «излишнему»). Перечисленные способности у всех выражены в разной степени (вот у меня – слабо, а я "гуманитарий"!).

В связи со всем этим получается следующее: можно вполне владеть живым английским, но экзамен сдать из рук вон плохо. Мне хотелось научить Таню говорить, а надо было бы учить и говорить, и «экзамену». Общение важнее – для жизни, и мы, всегда ограниченные во времени, выбрали его: я получила свободу.

В первую очередь, не нужно было торопиться. И я волевым решением отменила большие задания. О ужас, ведь и с ними не запоминалось. А во-вторых, я пошла на еще бОльшую вольность: почти перестала исправлять ошибки.

Причина была совсем простая. Нет, я ничего особенного не мечтала добиться. Я просто хотела сохранить Таню, какая она есть. Такую ранимую и оригинально мыслящую. Я не хотела ее «натаскивать». Я не верила, что бОльшие знания сделают ее лучше. Я хотела лишь слегка дополнить ее внутренний мир, очень бережно, и еще – поднять уверенность в себе. Не для ЕГЭ, а для жизни.

Случилось то, что я, человек восторженный и эмоциональный, назвала чудом. Таня заговорила на английском. Сразу после того, как я ослабила нажим. Она стала запоминать сложные слова и писать интересные тексты. На ЕГЭ они, может, и «не прокатили» бы, а мне очень нравились. А главное, у нее появилась уверенность, что она "это может".

За год с нуля вообще нельзя добиться многого, даже с суперспособностями. Нам удалось главное – заговорить, да так, что Таня летом, честное слово, сама поехала в Канаду пожить в семье. И если ее сейчас спрашивают, говорит ли она по-английски, она, я уверена, отвечает «да», и улыбается, потому что ей это нравится. Наш год удалось записать в актив.

Конечно, это она молодец. Она все равно очень много занималась. Хотя на уроках мы болтали. И смеялись-расслаблялись.

В общем, оказалось, что все эти годы Таня была способна к языкам.  Надо было перестать анализировать и начать получать удовольствие. И совсем перестать критиковать, а только хвалить и хвалить. Нет, не панацея. Но для меня это стало открытием в педагогической науке и каким-то новым этапом деятельности – я поняла, что моя интуитивная «жалость» к ученикам (боже, им столько надо выучить, а я сижу тут, красуюсь, вся такая умная, да еще замечания делаю) имела под собой основание. Сегодня я готова настаивать, что, как правило, на уроках языка надо уменьшать стресс, а не усиливать, потому что по самой деятельности он и так велик. И уверенность в себе может давать совершенно поразительные результаты.

Все возможно. Нет неспособных. Нужно найти подход.

Спасибо Тане за тот свет, который она, так непринужденно, как ей свойственно, пролила на мою жизнь.

20 апреля 2014

Связанные статьи

Оставьте комментарий